Масляный насос – конструктивный узел, предназначенный для прокачки масла по масляной системе с целью обеспечения смазки движущихся элементов ДВС. В технологических решениях с сухим картером, это устройство дополнительно выполняет работу по перекачке смазочного материала из картера мотора в масляный бак. Активизируется насос под действием коленвала или распредвала посредством приводного вала.

С учетом конструкционных решений различают маслонасосы:

  • шестеренные;
  • роторные.

С другой инженерной точки зрения в зависимости от эксплуатационных особенностей выделяют два вида устройств для прокачки масла:

  • регулируемые – давление в системе создается за счет изменения производительности узла;
  • нерегулируемые – за давление отвечает редукционный клапан.

Если говорить в целом, то современные автопроизводители отдают предпочтение ротационными регулируемым узлам.

Более продуктивным и долговечным является насос роторной конструкции. Он дает нужное давление при любой интенсивности оборотов коленвала. Регулировка осуществляется за счет наличия в конструкции статора, который отвечает за изменение объема пространства между двумя роторами, один из которых является ведущим, а второй, соответственно, ведомым.

Благодаря роторному маслонасосу снижается износ и пенообразование масла. А показатель забираемой у ДВД мощности ниже в среднем на 30%, если сравнивать с шестеренным устройством.

Принцип работы регулируемого роторного насоса

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивается потребность в масле и соответственно происходит падение давления в системе. С падением давления регулировочная пружина сдвигает статор, который в свою очередь изменяет положение ведомого ротора. Соответственно увеличивается объем всасывающей полости и повышается производительность насоса.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя, уменьшается расход масла и повышается давление в системе. За счет повышения давления сжимается регулировочная пружина, которая перемещает статор и изменяет положение ведомого ротора. Это приводит к уменьшению объема всасывающей полости и снижению производительности насоса.

#правда в деталях